Колласйоки - река северного Приладожья, берет своё начало из небольшого озерца Колласъярви, расположенного севернее ж/д ветки Янисъярви - Суоярви на высоте 159 м. над уровнем моря. Длина реки от истока до впадения в озеро Тулмозеро - 67 км.
От истока р.Колос типичная равнинная река с уклоном 0.2 - 0.3 м/км, шириной от 1.5 до 5 м. В местах разливов и болот на первых 10-15 км часто пропадает под плавучими островками болотной растительности и, кроме того, проходит через большое количество завалов, бобровых плотин и тому подобных неприятностей.
В среднем течении, после впадения левого притока р.Витсаоя и оз.Раялампи, уклон Колоса резко возрастает, плёсы практически отсутствуют. Встречается большое количество шивер, порогов, следующих один за другим. Уклон составляет 3-5 м/км. Река с разгоном устремляется в каньон "Водопадный". Во время паводка расход реки в каньоне составляет 35-40 куб.м/сек., скорость течения до 10-15 м/сек., уклон до 20 м/км. Длина каньона примерно 1200 м (вместе с заходной шиверой), высота скал до 20 м. Каньон классифицируется 6-ой к.сл.
После каньона река проходит ещё несколько сложных шивер и порогов, в
том числе пор.Карманный (3-4 к.сл.), и впадает в Тулмозеро возле
пос.Колатсельга.
Район реки достаточно густо населен, имеет довольно густую сеть автодорог, хотя качество дорог оставляет желать лучшего. Дорога через Суоярви на Лоймолу вполне приличная. Заброска от Петрозаводска до моста у оз.Колласъярви - около 155 км. Выброска - от моста у дер.Колатсельга - 140 км. по хорошей асфальтовой дороге Пряжа - Сортавала.
День | Начальный и конечный пункты перехода | Время перехода | Км. | Ориентиры, участки перехода |
1 | Петрозаводск - Мост | - | стапель | |
2 | мост - оз.Йотсенлампи | 4 ч | 6 | |
3 | оз.Йотсенлампи-оз.Раялампи | 5 ч | 18 | |
4 | оз.Раялампи - Каньон Водопадный | 7 ч | 19 | |
5 | Каньон Водопадный - каньон Карманный | 4 ч | 17 | |
6 | каньон Карманный - оз.Тулмозеро | 2 ч | 7 |
4.Краткое описание маршрута
Колласйоки (Колос).- с сайта turism.lib.ru
На первых километрах от оз.Колосъярви река течет через завалы, бобровые плотины, болота. Ниже ж/д моста через 600 м слева небольшое озеро, затем не отчетливо выраженная река поворачивает направо, и через 0.5 км русло начинает прослеживаться яснее и сильно петляет. Много завалов. Через 1 км небольшой овальный разлив. Посередине разлива - высокий каменный остров, с которого можно определить выход реки из разлива - он за островом (при входе в разлив курс на остров).
Далее река снова петляет. Встречаются завалы из бревен. Много бобриных хаток. Такой характер река сохраняет примерно 1 км. Затем за правым поворотом слабая шивера 200 м. Через 1 час движения по извилистым плесам с завалами снова слабые шиверы, за ними мост. Некоторые шиверы имеют собственные названия: пороги Дзотовый, Оконный, Медвежий. В среднюю и малую воду может потребоваться проводка судов. По берегам - следы боев Второй Мировой; окопы, колючая проволока...
Под мостом слабое течение. Затем в течении часа плесы, слабые шиверы и завалы. Стоянка возможна на левом берегу небольшого разлива, где имеется сухая возвышенность. Подход от воды неудобный - 50 м по болоту.
Ниже по берегам появляются моренные гряды. Слева впадает р.Витсаоя, вдвое увеличивающая водоносность Колоса. Количество и протяженность шивер увеличиваются. Слева п/х показывается озеро Раялампи с высоким правым берегом. В конце озера лесистый остров, выход в реку за ним. Через 20 минут сплава порог Мельничный. По берегам остатки старой мельницы. Перед порогом небольшой слив, плес 50 м и сам порог. Проход по центральной струе, валы 0.5 м. Ширина реки в пороге 5-6 м, перепад около 1.5 м. Длина порога 30 м.
Через 200 м низкий бревенчатый автомобильный мост. Возможный обнос - 20 м по ПБ. Сразу за мостом автодороги уклон реки увеличивается до 3-5 м/км, начинаются Бобровые пороги, которых всего насчитывается 4 штуки. Пороги несложные, проходятся с ходу. Между порогами встречаются завалы.
Далее на реке порог Горн, начинающийся сужением русла между каменными выступами берегов. Состоит из двух ступеней. Первая ступень - слив с перепадом высоты 1 м, за ним мощный вал; далее 40 м быстротока и вторая ступень, представляющая собой шиверу длиной 25 м. На входе у левого берега каменная гряда, по центру крупный камень. Проход логичен правее него.
Ниже порога Горн короткие плесы чередуются с перекатами. Через 20 минут сплава порог Лосенок. Начинается характерным сужением русла, в котором короткий слив. В русле и по берегам - камни. Проход ближе к левому берегу, минуя бочки и валы. Далее сразу же слева - приток, за ним на высоком берегу полуразрушенный бревенчатый дом. За правым поворотом видны остатки узкоколейки на левом берегу.
Ниже две шиверы длиной 60 и 80 м, разделенные коротким плесом. После примерно километрового плеса начинается мощная шивера Каменная, предваряющая вход в каньон Водопадный.
Просмотр правым берегом, мешает бурелом. Длина препятствия 400 м. В шиверы валы и бочки, проход по основной струе. Основная опасность - в случае переворота аварийное судно будет втянуто в каньон Водопадный. После прохождения шиверы необходимо срочно зачалиться в улове левого берега.
Каньон Водопадный является самым сложным препятствием реки Колос. В большую воду каньон представляет собой грандиозное (по карельским масштабам) зрелище. Высота скал достигает 15-20 м, протяженность каньона 600-800 м с шестью характерными водопадными сливами, самые сложные из которых - первый и третий. На протяжении каньона река падает более чем на 20 м. При большой воде часть потока после второго слива устремляется в карман правого берега непосредственно перед третьим сливом. Особую опасность создают поваленные по берегам, полузатопленные деревья.
В паводок высота первого и третьего слива состовляет до 3 м; весь каньон может быть пройден опытным экипажем на катамаране или опытным каякером. Предполагаемая категорийность - 5-6.
В среднюю воду возможно прохождение 4, 5 и 6 сливов, эта связка будет элементом 4-5 к.сл. для байдарки.
Обнос каньона осуществляется по левому берегу. Обнос осложнен буреломом и выходами скал. В случае сплава по второй части каньона длина волока около 200 м, в противном случае увеличивается до 1 км.
Ниже каньона мелкая шивера, после шиверы остров, делящий реку на два рукава. Левый рукав мелкий, кончается завалом; проход правой протокой. Далее три шиверы, разделенные короткими плесами, за ними озеро, на выходе порог Сиплый - короткий слив с валом (в створе бывшей мельницы). Проход по основной струе.
Далее длинный плес, шивера 200 м, приток справа, шивера 400 м, шивера 50 м. Затем порог с островом: левый рукав уже, но меньше камней; правый шире, но мельче. после острова река поворачивает плавно направо. Ниже две шиверы по 60 м, разделенные коротким плесом. Далее на протяжении 1.5 часов сплава четыре шиверы (200, 100, 250 и 100 метров), а за ними начало каньона Карманный в виде 100-метровой входной шиверы. Чалка перед шиверой неудобная, суводи маленькие. Просмотр по левому берегу.
После шиверы река поворачивает влево на 80 градусов, образуя прижим к скале. в прижиме камни и бревна, торчащие поперек реки на три четверти ее ширины. Под ними проход высотой 1 м (при среднем паводковом уровне). После поворота сразу же большая суводь. Далее участок каньона прямой, около 400 м, иногда это препятствие отдельно именуют "шивера Парадная". В середине сужение, небольшой слив, по краям бочки. На выходе слабая шивера с маленьким островком. На правом берегу хорошая стоянка.
Берега в каньоне высотой 10-15 м, правый скалистый, левый более пологий. В скале правого берега на повороте расположен "карман", давший название всему каньону. Известен случай, когда в 1979 г. в паводок в карман затянуло две байдарки, причем все ушли под скалу полностью. Внутри скалы в кармане оказался грот, который дал возможность дышать его "посетителям". Одну байдарку выкинуло из кармана через 2 часа, вторую - только через сутки (!).
От выхода из каньона Карманный до впадения р.Колос в Тулемаярви
остается 1 час сплава, на этом участке одна простая шивера, берега низкие. В
устье - автомобильный мост
км | время от пред-го | ОБЪЕКТ | ОПИСАНИЕ |
0 | 0 | мост | Мост автодороги Суойрви-Сотравала |
1.0 | 0.10 | жд мост | под мостом две трубы квадратного сечения - 1.9 метра. |
1.2 | 0.05 | раздвоение руста | Обе протоки завалены, обнос по ЛБ. |
1.7 | 0.05 | ЛЭП | за ЛЭП - небольшой разлив типа озерца, в малую воду его нет. |
5.7 | 0.25 | оз.Йотсенлампи | небольшое озеро с несколькими островками посередине. Держаться ПБ. |
8.2 | 0.10 | перекат | Перед ними завалы и извилистое русло. |
10.7 | 0.15 | р.Петриоя | после переката хорошо различим левый приток. |
11.5 | 0.15 | перекат | мощный перекат, линия движения просматривается с воды. |
6.0 | 0.25 | мост | низкий полуразрушенный мостик. |
19.0 | 0.30 | разлив | небольшое вытянутое озерцо-разлив. |
22.0 | 0.20 | р.Витсаоя | на крутом левом повороте - перекат, за ним довольно крупный левый приток. |
24.0 | 0.15 | оз.Раялампи. | небольшое втянутое озеро, в конце посередине - остров. |
25.5 | 0.10 | мост | деревянный полуразрушенный мост старой лесовозной дороги, перед ним - порог с 1.5 метровым пологим сливом. |
27.0 | 0.20 | порог | на входе шивера, потом две ступеньки с 1.5 метровыми сливами. |
41.0 | 1.20 | порог | с неболшим интервалом два несложных порога с перепадо около 1.5 метра. |
43.0 | 0.20 | Каньон Водопадный | начинается шиверой. Перед шиверой у ЛБ черно-белый ЖД знак. Разведка обязательна. Обнос по ЛБ. |
43.8 | 0.10 | перекат | слабый перекат, у ПБ много камней. |
45.0 | 0.20 | оз.Борисалампи | |
49.5 | 0.20 | каньон Карманный | начинается длинная не сложная шиввера, в конце которой на крутом левом повороте - прижим к скале. |
62.0 | 1.30 | оз.Оярви | |
67.0 | 0.30 | оз.Тулмозеро | после нескольких километров плеса и небольшого порожка. |